Внешнее управление: порядок процедуры, сроки

Внешнее управление — это одна из процедур финансового оздоровления предприятия, предусмотренная частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации. Данная процедура позволяет временно передать управление имуществом предприятия и принять необходимые меры для устранения его финансовых проблем.

Порядок проведения внешнего управления установлен Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «О внешнем управлении». Согласно этим нормативным актам, процедура внешнего управления начинается с принятия решения суда о введении такой меры. Для этого предприятие должно находиться в финансовом кризисе, угрожать банкротство и не способно решить свои финансовые проблемы самостоятельно. Суд рассматривает соответствующую заявку и выносит решение о введении внешнего управления.

Срок внешнего управления определяется также судом и составляет обычно не более 6 месяцев с возможностью продления. За этот период внешний управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия, разрабатывает план восстановления его деятельности, проводит необходимые финансовые мероприятия и контролирует их выполнение. По итогам внешнего управления, суд может принять дальнейшие решения о разрешении финансовых проблем предприятия или о его банкротстве.

Порядок процедуры внешнего управления

Стадия 1: Открытие процедуры внешнего управления

  1. Определение наблюдателя. По решению суда назначается наблюдатель, который будет осуществлять контроль за деятельностью должника и участвовать в процессе внешнего управления. Решение о назначении наблюдателя должно быть принято в течение 7 рабочих дней с момента представления заявления о несостоятельности.
  2. Регистрация процедуры. В случае открытия процедуры внешнего управления, решение суда и информация о должнике регистрируются в едином федеральном реестре сведений о банкротстве в течение 3 рабочих дней. В реестре указывается информация о наблюдателе, начале процедуры и других существенных фактах.
  3. Уведомление кредиторов. В течение 3 рабочих дней после открытия процедуры внешнего управления наблюдатель обязан уведомить всех известных кредиторов о начале процедуры, сроках предъявления требований и других важных условиях проведения процедуры. Уведомление может быть направлено письменно или в электронной форме.
  4. Формирование кредиторского собрания. По решению наблюдателя или по требованию кредиторов может быть созвано кредиторское собрание. Собрание осуществляет контроль над деятельностью наблюдателя и принимает решения относительно процедуры внешнего управления.

Стадия 2: Проведение мероприятий по внешнему управлению

На данной стадии осуществляются следующие мероприятия:

  • Разработка и утверждение финансово-экономического плана. Наблюдатель, совместно с руководством должника, разрабатывает план восстановления банкрота или план ликвидации. Этот план должен быть утвержден кредиторским собранием.
  • Контроль за имуществом и финансовыми операциями. Наблюдатель должен осуществлять контроль за имуществом должника и его финансовыми операциями, чтобы предотвратить возможные злоупотребления, сокрытие имущества или ущерб правам кредиторов.
  • Урегулирование требований кредиторов. Внутри установленных законом сроков наблюдатель оценивает требования кредиторов и рассматривает возможность урегулирования этих требований путем заключения соглашений с кредиторами или проведения процедуры банкротства.
Читайте также:  Агентский договор по приему платежей через терминалы

Стадия 3: Закрытие процедуры внешнего управления

Процедура внешнего управления может быть закрыта в следующих случаях:

  1. Утверждение кредиторским собранием плана восстановления или плана ликвидации, а также достижения указанными планами целей. По принятии решения кредиторским собранием, суд решает о закрытии процедуры и назначении ликвидационной комиссии.
  2. Необходимость продления процедуры. В случае невозможности выполнения всех мероприятий на данной стадии, процедура может быть продлена по решению суда.
  3. Достижение своей цели. Если цели процедуры внешнего управления достигнуты, суд принимает решение о закрытии процедуры без назначения ликвидационной комиссии.

Постановка внешнего управления

Постановка внешнего управления осуществляется в соответствии с положениями главы 28 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Внешним управляющим может быть назначен лицензированный арбитражный управляющий, который должен соответствовать требованиям, установленным статьей 189.35 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановка внешнего управления происходит в следующих случаях:

  • в случаях, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • по решению суда на основании заявления кредитора или другой заинтересованной стороны;
  • по решению собрания кредиторов, принятым в порядке, установленном законодательством.

Внешнему управляющему необходимо зарегистрировать введение внешнего управления в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц или в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в течение трех рабочих дней со дня введения внешнего управления. Также внешний управляющий должен опубликовать соответствующее объявление в средствах массовой информации о начале процедуры внешнего управления.

Подача заявления о внешнем управлении

Внешнее управление может быть введено на основании решения арбитражного суда, принятого по заявлению должника или одного из кредиторов. Заявление о внешнем управлении подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Порядок подачи заявления и необходимые документы определены статьей 210 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Информация о порядке подачи заявления о внешнем управлении указана в статье 213 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». В соответствии с этой статьей, заявление должно быть подписано заявителем, который должен быть уполномоченным лицом или органом, и содержать следующие сведения:

  • наименование арбитражного суда, куда подается заявление;
  • фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя;
  • сведения о юридическом адресе и почтовом адресе заявителя;
  • юридический статус заявителя (физическое лицо, юридическое лицо, орган управления и т.д.);
  • основания и интересы заявителя при введении внешнего управления;
  • сведения о наличии должником просроченных долгов или обязательств перед заявителем;
  • приложения к заявлению (например, документы, подтверждающие основания и интересы заявителя, договоры и т.д.).
Читайте также:  Внесение изменений в учредительные документы: инструкция г

Помимо указанных вариантов подачи заявления, статья 213 Федерального закона также предусматривает возможность подать заявление о внешнем управлении в форме электронного документа через информационно-телекоммуникационную сеть интернет.

Определение внешнего управляющего

Согласно статье 3 данного закона, внешний управляющий может быть назначен судом по решению о признании должника несостоятельным (банкротом). Кроме того, встречные заявления о назначении внешнего управляющего могут быть поданы кредиторами должника или самим должником. В качестве внешнего управляющего может быть назначено как физическое лицо, так и юридическое лицо, соответствующее требованиям закона.

Определение внешнего управляющего включает в себя также процедуру его досрочного прекращения. Согласно статье 42 Федерального закона, внешний управляющий может быть досрочно прекращен в следующих случаях:

  • смерть или признание внешнего управляющего недееспособным
  • расторжение трудового договора с внешним управляющим по инициативе суда
  • инициатива внешнего управляющего о досрочном прекращении полномочий

Таким образом, определение внешнего управляющего основывается на решении суда и может быть досрочно прекращено в случае наступления определенных обстоятельств.

Оценка имущества и составление реестра кредиторов

Оценка имущества проводится с целью определения его рыночной стоимости. В рамках данного этапа проводятся оценка недвижимости, движимого имущества, интеллектуальной собственности и других активов должника. Оценка имущества осуществляется квалифицированными экспертами и включает в себя анализ рыночной ситуации, аналогичных объектов, а также учет особенностей имущества и его состояния.

  • Оценке подлежат следующие виды имущества:
    • недвижимость;
    • транспортные средства;
    • оборудование;
    • запасы;
    • товары;
    • счета и долги;
    • интеллектуальная собственность;
    • иные активы.
  • Оценка может быть проведена самостоятельно должником или с привлечением оценочных организаций, экспертов и специалистов.

После завершения процесса оценки имущества составляется реестр кредиторов. Реестр кредиторов представляет собой документ, содержащий полную информацию о кредиторах должника, включая их наименование, место нахождения, сумму и порядок обеспечения их обязательств. Составление реестра кредиторов осуществляется управляющим в течение определенного срока, установленного законодательством.

  1. Составление реестра кредиторов включает следующие этапы:
    1. Сбор и проверка информации о кредиторах;
    2. Учет и классификация кредиторов в соответствии с их требованиями и обеспечением;
    3. Определение общей суммы обязательств и условий их обеспечения;
    4. Формирование и заполнение реестра кредиторов с указанием всех необходимых данных.
  2. Реестр кредиторов является основным документом, который определяет правовой статус кредиторов и порядок удовлетворения их требований в процессе внешнего управления.
Читайте также:  Cроки выплат по КАСКО по закону: при дтп, угоне, тотале

Осуществление операций по управлению имуществом

Осуществление операций по управлению имуществом основывается на положениях статьи 55.2 Гражданского кодекса РФ. В соответствии с этой нормой, лицо, осуществляющее внешнее управление, имеет право на совершение следующих операций:

  • Приобретение и отчуждение имущества. Это включает в себя право заключать договоры купли-продажи, дарения, мены и другие договоры, направленные на изменение права собственности на имущество.
  • Участие в сделках. Лицо, осуществляющее внешнее управление, может быть участником различных типов сделок, таких как договоры займа, аренды имущества, договоры подряда и другие.
  • Управление имуществом. Внешний управляющий имеет право распоряжаться имуществом должника, включая его использование, хранение, передачу в аренду или в залог, выполнение расчетов по обязательствам, связанным с использованием имущества.
  • Защита прав и интересов. Внешний управляющий вправе представлять интересы должника в суде, арбитраже, государственных органах, а также участвовать в претензионной работе и обеспечивать исполнение требований кредиторов по обязательствам должника.

Выполнение этих операций осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Гражданским кодексом, Законом «О несостоятельности (банкротстве)» и иными нормативными актами. Внешний управляющий обязан действовать добросовестно, должным образом и в интересах кредиторов и должника. Он также обязан предоставить сводный отчет о своей деятельности в порядке и сроки, установленные законодательством.

Завершение процедуры внешнего управления

Завершение процедуры внешнего управления осуществляется в соответствии с положениями закона «О несостоятельности (банкротстве)». Внешнее управление может быть прекращено в результате разрешения суда или в силу иных обстоятельств, предусмотренных законом.

Разрешение суда на прекращение процедуры внешнего управления выносится по основаниям, установленным статьей 188 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

  • Устранение обстоятельств, вызвавших несостоятельность должника. Если должник погасил все задолженности перед кредиторами или достиг соглашения с ними об условиях возврата задолженности, суд может постановить о прекращении процедуры внешнего управления.
  • Необходимость назначения внешнего управляющего на срок менее 6 месяцев. Если суд признал, что назначение внешнего управляющего на срок менее 6 месяцев является достаточным для принятия необходимых мер по восстановлению платежеспособности и устойчивого хозяйственного положения должника, он может постановить о прекращении процедуры внешнего управления.
  • Отсутствие активов, необходимых для оплаты расходов по внешнему управлению и удовлетворения требований кредиторов. Если суд признал, что должник не имеет достаточных средств для оплаты расходов по внешнему управлению и удовлетворения требований кредиторов, он может постановить о прекращении процедуры внешнего управления в том случае, если интересы кредиторов не будут пострадать.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх