Программа «Земский учитель» – это государственная инициатива, направленная на увеличение численности учителей в сельских муниципалитетах России. В рамках данной программы предоставляются целевые субсидии для привлечения квалифицированных педагогических работников в села и деревни.
Основная цель программы заключается в снижении дефицита учителей в сельской местности и улучшении качества образования в этих регионах. Согласно ст. 18 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государство обязано гарантировать равные возможности доступа к образованию для жителей всех территорий страны. Однако в сельских районах часто существует недостаток квалифицированных педагогических работников, что препятствует реализации данного принципа.
Программа предоставляет финансовую поддержку образовательным организациям сельских муниципалитетов для привлечения и удержания квалифицированных педагогических кадров. Стоит отметить, что участие в программе является добровольным, но для его осуществления необходимо подать соответствующую заявку и пройти отбор, основанный на критериях, установленных Министерством образования и науки Российской Федерации.
Описание программы «Земский учитель»
Программа «Земский учитель» была разработана с целью привлечения квалифицированных учителей к работе в сельской местности, где часто недостаточное количество педагогов. Она предоставляет дополнительные льготы и компенсацию для преподавателей, работающих в сельских школах на территории Российской Федерации. Программа реализуется в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 434-ФЗ «О развитии сельских территорий» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2014 года № 530 «Об утверждении Положения о программе «Земский учитель».
В рамках программы «Земский учитель» учителя, работающие в сельской местности, получают дополнительную плату, размер которой зависит от множества факторов, включая количество учащихся, сложность образовательного процесса и местоположение школы. Кроме того, участвующие в программе учителя могут претендовать на предоставление жилья по программам социального жилищного обеспечения, а также на субсидии на покупку дачи или земельного участка.
Преимущества программы «Земский учитель»:
- Дополнительная плата для учителей, работающих в сельской местности.
- Возможность получения жилья по программам социального жилищного обеспечения.
- Субсидии на покупку дачи или земельного участка.
- Повышение престижа работы учителя в сельской школе.
Условия участия в программе «Земский учитель»:
- Сертификат педагогической квалификации.
- Постоянное место жительства на территории Российской Федерации.
- По итогам конкурсного отбора.
Конкурсный отбор учителей для участия в программе «Земский учитель»:
Критерии отбора | Максимальное количество баллов |
---|---|
Опыт работы | 30 |
Квалификация | 30 |
Оценка педагогической деятельности | 20 |
Желание работать в сельской школе | 10 |
Научно-методическая работа | 10 |
Цель программы «Земский учитель»
Программа «Земский учитель» была разработана с целью обеспечения качественного образования в сельских муниципалитетах Российской Федерации. Основная задача программы заключается в привлечении высококвалифицированных педагогических кадров в сельские школы и улучшении условий труда для учителей, работающих в этих местах.
Основные цели программы:
- Создание благоприятной трудовой среды для участников программы.
- Повышение престижа педагогической деятельности в сельских школах.
- Повышение доступности качественного образования для детей, проживающих в сельских муниципалитетах.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими программу «Земский учитель», являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — определяет основные принципы и задачи государственной политики в области образования, в том числе в сельских муниципалитетах.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 12.05.2014 N 402 «О программе «Земский учитель» — устанавливает порядок реализации программы и определяет основные механизмы поддержки учителей, работающих в сельских школах.
Задача | Деятельность |
---|---|
Привлечение высококвалифицированных педагогических кадров | Предоставление дополнительных льгот и поощрений для учителей, работающих в сельских муниципалитетах, а также организация привлекательных условий работы и жизни. |
Улучшение условий труда | Оснащение сельских школ необходимым оборудованием, повышение уровня материального обеспечения учителей, а также создание системы поддержки и консультационной помощи. |
Участники программы «Земский учитель»
Для включения в программу участники должны отвечать следующим требованиям:
- иметь высшее или среднее профессиональное образование по педагогической или специальной психолого-педагогической программе;
- иметь опыт работы в образовательных учреждениях не менее 5 лет;
- быть гражданином Российской Федерации и иметь постоянную регистрацию в субъекте Российской Федерации, на территории которого осуществляется программное обучение;
- не иметь судимости;
- проходить аттестацию и получить соответствующую квалификацию в соответствии с программой подготовки учителей, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
После прохождения отбора и получения соответствующего статуса участники программы могут приступить к обучению в соответствии с планом программы «Земский учитель». Участники могут получать различные преимущества и льготы, предусмотренные законодательством, в том числе выплату стипендии и возможность прохождения дополнительных курсов повышения квалификации (Закон Российской Федерации «О государственной поддержке одаренных детей и молодежи» от 29.12.2012 N 273-ФЗ).
Преимущества программы «Земский учитель»
Введение программы «Земский учитель» в Российской Федерации имеет несколько преимуществ, согласно нормам закона. Предоставление возможности работать учителю в малонаселенных регионах, в том числе в сельской местности, позволяет компенсировать дефицит учителей в таких областях и улучшить качество образования. По данным статьи 7.3 Федерального закона от 08.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», программой «Земский учитель» создаются все условия для привлечения высококвалифицированных специалистов и удержания их на работе в регионах с низкой конкурентоспособностью.
Привлечение учителей по программе «Земский учитель» также приводит к укреплению семейного положения и социального статуса педагогов. В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 18.12.2001 № 178-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», учителя, работающие в малонаселенных регионах и селовой местности, имеют право на дополнительные льготы и компенсации, включая льготное обеспечение жильем, медицинское обслуживание и социальное страхование.
- Преимущества программы «Земский учитель»:
- Позволяет улучшить качество образования в малонаселенных регионах;
- Создает условия для привлечения и удержания высококвалифицированных специалистов;
- Повышает социальный статус учителей и обеспечивает их дополнительными льготами.
Таким образом, программа «Земский учитель» является эффективным инструментом в решении проблемы дефицита учителей в малонаселенных регионах и сельской местности, а также способствует повышению качества образования и улучшению условий труда для педагогов. Это соответствует целям развития российской системы образования и создает благоприятные условия для развития образовательных учреждений в этих регионах.
..
Условия участия в программе «Земский учитель»
Участие в программе «Земский учитель», созданной в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «О общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», доступно для следующих категорий граждан:
- Граждане Российской Федерации, включая лиц без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации.
- Обучающиеся в период обучения (начальное среднее общее, среднее общее и среднее профессиональное образование), достигшие возраста 18 лет
- Выпускники педагогических вузов и обучающиеся на последних курсах педагогических вузов.
Программа предполагает следующие критерии и условия участия:
- Наличие педагогического образования или стремление к его получению.
- Согласие на работу на территории земельного участка, предоставленного для участия в программе.
- Готовность к серьезному и длительному труду в сельской местности в образовательном учреждении.
- Знание и учет особенностей сельской жизни и образования.
- Знание и умение работать с сельским населением, включая сельский учительский коллектив.
..
Результаты программы «Земский учитель»
Программа «Земский учитель» стала ключевым механизмом привлечения учителей сельских районов России и сохранения школ населённых пунктов. В рамках программы была разработана и реализована система дополнительного материального поощрения учителей, работающих в сельских школах, что способствовало увеличению привлекательности земляков для преподавательской деятельности в сельских школах.
Законодательная база программы «Земский учитель» предусмотрена в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии с этим законом была разработана система дифференциации должностных окладов для педагогов, работающих в сельских школах, а также установлены дополнительные выплаты для учителей, преподающих в условиях сельской местности. Эти меры стимулировали привлечение и удержание талантливых учителей в сельских школах, а также помогли создать предпосылки для улучшения качества образования в сельских районах.
- Система дополнительного материального поощрения учителей сельских районов стала эффективным инструментом увеличения привлекательности преподавательской профессии в сельских школах;
- Разработанные программой меры дифференциации должностных окладов и установления дополнительных выплат позволили улучшить финансовое положение учителей и повысить их материальную мотивацию;
- Программа «Земский учитель» способствовала устойчивому сохранению школ населённых пунктов и предотвращению их сокращения;
- Повышение заработной платы учителям сельских школ способствовало улучшению качества образования в сельских районах;
- Программа формирует и поддерживает кадровый потенциал сельской местности, что является важным социальным фактором развития сельских территорий.